пятница, 9 апреля 2010 г.

Проблемы малого бизнеса.

Греф, Кудрин говорят о необходимости роста кредитования, в том числе и малого бизнеса. На что они рассчитывают. Расчет на "запуск экономики в рост".
Считается, что стоит дать кредит под "хороший" проект, а даже много кредитов под много разных "хороших" проектов - так экономика, получив стартовый импульс, закрутится дальше сама. Рост попрет.
На чем основана такая мысль.
Есть 500 человек, у каждого есть идея по производству товара или оказанию услуги, востребованной у остальных 499. Все готовы эти товары-услуги потреблять, но нет ни услуг, ни средств на производство этих товаров-услуг у этих 500 человек. Тогда стоит только кредитовать этих 500 человек, и они начнут производить и продавать друг другу продукты своего труда. А так как на кредиты будут приобретены какие-то товары, сырье и т.п. для производства этих товаров и услуг, то и у продавцов этого сырья дела поправятся.
Мысль правильная. Осталось найти неудовлетворенный спрос, либо создать спрос на какие-то товары и услуги, туда можно кредитовать.
Куда нельзя кредитовать. Туда, где рентабельность ниже процента по кредиту. Понятно, что такой бизнес разорится, банк потеряет деньги, а предприниматель наживет проблемы.
Что происходит в кризис. Спрос снижается. Поэтому снижается и доходность бизнеса, завязанного на конечный спрос.
Какой малый бизнес может быть востребован в период кризиса. Тот, который открывается на малоконкурентном рынке, с тем, что бы даже при снижении спроса рентабельность его позволяла расплачиваться с кредитом. Может ли такой бизнес быть завязан при падающем спросе.
Тут возможны варианты. Например, бизнес, ориентирующийся на пенсионеров. Пока их положение не ухудшается можно что-нибудь для них придумать.
Если посмотреть тенденции изменения спроса людей, материальное положение которых ухудшается, то можно найти какие-то локальные моменты неудовлетворенного спроса. Это должно происходить потому, что до кризиса такого спроса не было, или он был меньше, он появляется только в моменты снижения достатка. Примером может служить снижение посещаемости ресторанов. Если в ресторанах убавилось, значит где-то прибавилось. Конечно, на меньшую сумму, но спрос есть. Его надо найти и удовлетворить. Если внимательно посмотреть локальные рынки, можно что-нибудь найти.
Но такой бизнес не самый стабильный и доходный бизнес для малого предприятия.
В первую очередь надо обращать внимание на крупные и средние предприятия, которые находятся "в зоне видимости", и рентабельно работают. Искать и находить возможности по оказанию там услуг - хоть для производственных процессов, хоть для работниковтаких предприятий. Этот бизнес будет понятней для банков и стабильнее в плане оборота и рентабельности.
Одно время и в правительстве тема малых предприятий при крупных муссировалась, но закончилась как всегда ничем. А ведь именно сейчас эти вопросы наиболее актуальны. Вот куда надо направлять усилия правительству. А уже после этого решать вопросы финансирования, если они будут. А пока малый бизнес буксует не столько от нехватки средств, сколько от нехватки мест приложения. Но вопрос этот сложный. Выделить кредиты - дело нехитрое. Поэтому его усиленно обсуждают, каждый старается стать самым ярым защитником малого бизнеса. А как только вопрос встает о нишах по применению талантов предпринимательства, так сразу интерес к теме пропадает.
Хотя крупным предприятиям передача части работ малому бизнесу пошла бы на пользу.
Может это называть "социальной ответственностью бизнеса".

Комментариев нет:

Отправить комментарий